Пятница
29.03.2024
17:39
Поиск
Известные татары список

Известные татары список
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Шубино-Видео.ру Татарcкий видео портал села Шубино
Архив записей

САЙТ НИЖЕГОРОДСКИХ ТАТАР-РЕСПУБЛИКА МИШАРИСТАН

АНДА

         Первопоселенцами деревни Анда тюркского происхождения были казанские татар.

         Название села происходит от названия реки, на берегу которой оно находится. Слово «Анда» произошло от мордовского (эрзянского) «андома» — «кормящая»: по берегам реки до XVII в. были бортные угодья — важный источник существования мордвы. Считается, что первопоселенцами деревни Анда тюркского происхождения были казанские татары.

         Служилые татары жили в этих местах издавна. Известно, что в 1620 г. близ нынешней Анды были владения служилого татарина Богдана Мустафина.

         К концу XVIII столетия в Анде было всего 64 двора. Жителей насчитывалось 409 человек, из них 200 мужчин и 209 женщин. Наличие мечети и собственных имамов документально фиксируется с 1790 г. Тогда на средства крестьян был возведен храм, ставший центром религиозной жизни деревни. В 1821 г. в соборную мечеть по указу Оренбургского Духовного Собрания имамом был назначен Алий Биккулов (Али Бихулов). Он находился на этом посту достаточно долго.

        Конец XIX в. ознаменовался активным строительством новых культовых сооружений. В апреле 1887 г. губернскими властями были утверждены чертежи для возведения в Анде второй соборной мечети. Вскоре, около 1889 г., часть мусульман решила выстроить третью мечеть. Однако муллы первого и второго приходов высказали несогласие с этим решением. В обращении к властям имамы указывали на то, что община «не содержит уже существующие мечети в должном порядке», а инициатором постройки выступает азанчей, желающий удовлетворить личные амбиции.

        Тем не менее, к 1898 г. мусульмане имели в распоряжении уже три мечети. Их посещало более 2000 верующих. Имамы активно занимались религиозным образованием подрастающего поколения.

        Здесь в конце 1870-х гг. действовал мактаб с числом учащихся 15 человек. Кроме него при мечети действовала созданная по решению земства женская школа с обучением девочек рукоделию.

        В 1920-е гг. все три мечети  в селе продолжали нормально действовать. Сложности революционного периода не поколебали авторитет священнослужителей.

        В 1930-е гг. имамы были обвинены в том, что выступали против колхозного движения и писали «подложные заявления о выходе крестьян из колхоза». Начались активные гонения на религию . В 1931 г. две мечети из трех прекратили существование. При описании 1926 г. стоимость первой соборной мечети была оценена в 2400 рублей. Ее здание планировалось использовать под «культурные нужды». Судя по рассекреченным архивным материалам советских спецслужб, репрессии конца 1930-х гг. обошли стороной исламских служителей Анды. Это было редким явлением, ибо среди татарских деревень и сел Нижегородчины лишь единицы не потеряли духовных предводителей.

       Годы Великой Отечественной войны, помимо иных тягот, принесли мусульманам ограничения в религиозной жизни. И хотя источники не дают полной картины духовно-религиозной жизни андинцев в 1940-е гг. (в чьих домах молились, кто и как исполнял обязанности имамов и т. д.), уместно предположить, что именно в страшные годы войны возросла религиозность населения России вообще и исповедующих Ислам, в частности.

 

      По сведениям Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Горьковском облисполкоме, в конце 1950-х гг. жизнь уммы не прекращалась. На молитвы собиралось в обычные дни до 30 человек. После длительного перерыва, в начале 1990-х гг. стала функционировать одна из ранее закрытых мечетей.
http://anda.5w.ru/