В начале
20-х гг. село в хозяйственном отношении выглядело следующим образом. Прежде
всего, его жители, как и ранее, занимались хлебопашеством и скотоводством.
Кроме того, к этому времени они обзавелись двумя паровыми и десятью ветряными
мельницами. Крестьянские дети могли посещать светскую школу (их в деревне
было три) и избу-читальню.
Вместе с
тем, мечети продолжали сохранять свое значение центров духовной жизни общины.
Однако суровые приметы нового времени вносили существенные коррективы в их
деятельность, хотя имамы всячески стремились достойно выполнять свои
обязанности. К 1926—1927 гг. с соблюдением всех требований была оформлена
деятельность мулл и составлены «соглашения» с верующими о пользовании
зданиями храмов и их культовым имуществом. Так, «религиозное общество» первой
соборной мечети действовало под руководством Алима Исхакова и Халима
Фетяхутдинова. Две другие мечети (вторая и третья) возглавлялись братьями
Юсиповыми — Муртазой (муллой третьего прихода) и Мустафой . Верующие
старались сохранять мечети в должном виде, подновляя их. Состояние зданий
было удовлетворительным, а стоимость их оценивалась от 8000 до 10000 рублей.
К 1927 г. на средства уммы была капитально отремонтирована одна из мечетей .
Прихожане четвертой соборной мечети и ее прежний мулла М. Шарипжанов (тогда
ему было за 60) также поддерживали религиозные традиции . Однако с интересами
уммы и ее духовных лидеров в 30-е гг. власть не считалась. В местных газетах
появлялись обвинения в адрес мулл. Так, в одной из них, «Янги Аул» («Новая
деревня»), 25 сентября 1930 г. была опубликована заметка о вредительстве М.
Шарипжанова, якобы уничтожившего колхозные постройки.
К 1938 г.,
с так называемого согласия общества, две мечети были закрыты с дальнейшим
использованием их под «детясли и деточаг». В 1938 г. минареты со всех
мечетских зданий были сняты плотниками — чувашами из другой деревни. В 1939
г. прекратила свое существование еще одна мечеть.
В 1937 г.
были репрессированы: мулла первой соборной мечети Алим Исхаков (1873—1937) и
мулла второй соборной мечети Муртаза Юсипов (1880—1937). Расстрелян был также
и мулла Абдулкаюм Магжанов (1880-1937).
После
Великой Отечественной войны по ходатайству жителей деревни 26 января 1946 г.
было зарегистрировано «общество мусульман» и в пользование им предоставлено
пустующее здание бывшей мечети, закрытой в 1939 г. Муллой стал Зинятулла
Магсумов, сын имама, человек образованный и уважаемый, остававшийся на этом
посту до 1959 г. С февраля 1960 г. имам-хатыбом был избран брат Зинятуллы —
Хужжатулла Магсумов (1901 г. р.). На посту имама находился до 1976 г.
С 1976 г.
к исполнению обязанностей руководителя прихода приступил Кашфулла Харрасович
Харрасов (1909 г. р.), тоже участник Великой Отечественной войны, всю жизнь
проработавший в колхозе «Алга».
В 1980 г.
имамом стал Айся Сейфутдинов (1910 г. р.); жители видели в нем «достойного
мусульманина по поведению и религиозной грамоте». Обычно в мечети собиралось
10—12 человек, а в праздники — до 250. Еще в 70-е гг. молельный зал мечети
обрел достойный вид: был обновлен внутренний интерьер и куплены новые ковры. http://andreevka-nn.ru/
|