Пятница
19.04.2024
10:48
Поиск
Известные татары список

Известные татары список
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Шубино-Видео.ру Татарcкий видео портал села Шубино
Архив записей

САЙТ НИЖЕГОРОДСКИХ ТАТАР-РЕСПУБЛИКА МИШАРИСТАН

АНДРЕЕВКА


Легенды связывают название села с именем русского помещика Андрея, наделившего землей местных жителей. Документальное подтверждение о существования Андреевки относится к XVII в. Это одна из татарских деревень тогдашнего Курмышского уезда, населенная, в отличие от других, помещичьими крестьянами.

В конце XVIII в. здесь существовали два мусульманских храма. Мечети были устроены «самопроизвольно», усилиями общины. В 1779 г., они представляли собой одноэтажные деревянные здания, способные вместить одновременно более 400 прихожан. В 1799 г., в соответствии с желанием общины, для должного отправления культовых обрядов ОМДС был определен священнослужитель А. Налканов.

В 1817 г. произошло разделение общины на два прихода. Мусульмане взяли на содержание двух имамов - Мусю Себуханкулова (1777 г. р.) и Калюма Ибраева (1765 г. р.) и азанчея Абдюркая Алмакаева (1771 г. р.). Они добросовестно «исправляли духовные требы» верующих вплоть до середины XIX в.

С 1817 г. имамом второй пятивременной мечети был Юсип Сейфетдинов. Духовными лидерами первого прихода в это же время были: Ш. Сейфетдинов (брат Ю. Сейфетдинова) и Самехетдин Иманов. С 1845 г. азанчеем мечети был Абдул Сатдар Рахметдинов. На 1862 г. насчитывалось 53 человека крещен.

В 1874 г. была перестроена вторая мечеть, теперь представлявшая собой типовое деревянное здание площадью 99 кв. м.

В 1891 г. по ходатайству Исхака Мусеева (возможно, сына имама первой мечети) было начато строительство еще одной соборной мечети. Вскоре Исхаком Мусеевым при поддержке общины было возведено добротное двухэтажное здание, ставшее новым религиозным центром. Незадолго до этого (в 1889 г.) усилиями общины была восстановлена первая мечеть, ранее разрушенная ураганом. Деревня оставалась преимущественно мусульманской.

На рубеже веков произошло заметное увеличение числа верующих-мусульман. В 1898 г. их насчитывалось более 3000 человек обоего пола. Поэтому инициатива религиозных деятелей — строить четвертую мечеть была однозначно поддержана уммой. Необходимость ее существования действительно назрела, и уже в 1900 г. новый храм начал функционировать. С общего согласия муллою в нем стал Магсум Шарипжанов, унаследовавший знания и опыт богослужебного дела от отца, также муллы. В этот период второй приход возглавлял образованный, по тем временам, человек — Мустафа Юсипов Бейбулатов. Он в 1901 г. обучался в церковно-приходской школе, где успешно прошел курс арифметики и чистописания. Азанчеем при мечети с 1916 г. состоял Каюм Магасянов. Накануне первой мировой войны здание одной из мечетей было основательно отремонтировано.

В начале 20-х гг. село в хозяйственном отношении выглядело следующим образом. Прежде всего, его жители, как и ранее, занимались хлебопашеством и скотоводством. Кроме того, к этому времени они обзавелись двумя паровыми и десятью ветряными мельницами. Крестьянские дети могли посещать светскую школу (их в деревне было три) и избу-читальню.

Вместе с тем, мечети продолжали сохранять свое значение центров духовной жизни общины. Однако суровые приметы нового времени вносили существенные коррективы в их деятельность, хотя имамы всячески стремились достойно выполнять свои обязанности. К 1926—1927 гг. с соблюдением всех требований была оформлена деятельность мулл и составлены «соглашения» с верующими о пользовании зданиями храмов и их культовым имуществом. Так, «религиозное общество» первой соборной мечети действовало под руководством Алима Исхакова и Халима Фетяхутдинова. Две другие мечети (вторая и третья) возглавлялись братьями Юсиповыми — Муртазой (муллой третьего прихода) и Мустафой . Верующие старались сохранять мечети в должном виде, подновляя их. Состояние зданий было удовлетворительным, а стоимость их оценивалась от 8000 до 10000 рублей. К 1927 г. на средства уммы была капитально отремонтирована одна из мечетей . Прихожане четвертой соборной мечети и ее прежний мулла М. Шарипжанов (тогда ему было за 60) также поддерживали религиозные традиции . Однако с интересами уммы и ее духовных лидеров в 30-е гг. власть не считалась. В местных газетах появлялись обвинения в адрес мулл. Так, в одной из них, «Янги Аул» («Новая деревня»), 25 сентября 1930 г. была опубликована заметка о вредительстве М. Шарипжанова, якобы уничтожившего колхозные постройки.

К 1938 г., с так называемого согласия общества, две мечети были закрыты с дальнейшим использованием их под «детясли и деточаг». В 1938 г. минареты со всех мечетских зданий были сняты плотниками — чувашами из другой деревни. В 1939 г. прекратила свое существование еще одна мечеть.

В 1937 г. были репрессированы: мулла первой соборной мечети Алим Исхаков (1873—1937) и мулла второй соборной мечети Муртаза Юсипов (1880—1937). Расстрелян был также и мулла Абдулкаюм Магжанов (1880-1937).

После Великой Отечественной войны по ходатайству жителей деревни 26 января 1946 г. было зарегистрировано «общество мусульман» и в пользование им предоставлено пустующее здание бывшей мечети, закрытой в 1939 г. Муллой стал Зинятулла Магсумов, сын имама, человек образованный и уважаемый, остававшийся на этом посту до 1959 г. С февраля 1960 г. имам-хатыбом был избран брат Зинятуллы — Хужжатулла Магсумов (1901 г. р.). На посту имама находился до 1976 г.

С 1976 г. к исполнению обязанностей руководителя прихода приступил Кашфулла Харрасович Харрасов (1909 г. р.), тоже участник Великой Отечественной войны, всю жизнь проработавший в колхозе «Алга».

В 1980 г. имамом стал Айся Сейфутдинов (1910 г. р.); жители видели в нем «достойного мусульманина по поведению и религиозной грамоте». Обычно в мечети собиралось 10—12 человек, а в праздники — до 250. Еще в 70-е гг. молельный зал мечети обрел достойный вид: был обновлен внутренний интерьер и куплены новые ковры.

http://andreevka-nn.ru/