Эти два селения, почти слитые воедино, расположены на левом притоке реки
Медяны, впадающей в Суру. Упоминается как одно татарское селение в
исторических документах времен Разинского восстания, о чем будет сказано
ниже. Время образования селений неизвестно. Однако сохранившиеся
мары-курганы в окрестностях Рыбушкина свидетельствуют о том, что здесь
уже не позднее конца XIV – начала XV вв. были зажития тюрков-кочевников.
Подобные мары сохранились в окрестностях татарских селений Красной
Горки, Мочалеев, Чембилея, Медяны, Ключища, Ендовища. Однако они в свое
время по-настоящему не были изучены – были раскопаны любителями искать
клады. Известно, что обряд захоронения в курганах-марах был
распространен среди кипчаков (половцев) в эпоху язычества, до принятия
ислама. С распространением ислама среди народов Золотой Орды эти
языческие обряды уже не выполнялись.
Татарское название селений (Большого и Малого Рыбушкина) –
"Ырбишча", "Арбишча" (последнее произношение было записано В.К.Магницким
в конце XIX в. со слов сабачайского татарина Хусяина Мухаммадиева. В
привычку вошли и русские название – "Большой" и "Малый", заменяющие
полные русские названия "Большое и Малое Рыбушкино".
Смысл названия селений остается загадкой. Этимология названия в
литературе не раскрыта. Аналогии на картах других регионов не
встречаются. Одно из предположений вытекает из схожего топонима
тюркского происхождения – названия древнего татарского городка Ирбит
(Эрбет), зафиксированного в старинной песне "Эрбет". Вполне вероятно,
что в основе этих двух созвучных названий "Эрбет" и "Ырбишча" лежит одно
слово "ирыб" или "ырыб" – древнетюркское слово, означающее "место
сбора, купли-продажи, меновой торговли, иначе торжища, ярмарку".
Состав топонима сложный. Корень названия – "ирыб", "ырыб",
оканчивающийся суффиксом русского происхождения – "ича". Подобные связки
встречаются в названиях некоторых татарских селений – "Йандауича",
"Ключище". Суффикс подчеркивает крупный масштаб, величину селения.
Историческое прошлое селений раскрывается через раннее название
Малого Рыбушкина – Азеево (Аджи авылы), как когда-то называли это
селение. В исторических документах XVIII в. оно еще называлось Коншаевым
заулком (заулок – небольшой глухой переулок). В Мещере так называли
небольшие деревни. Название "Аджи авылы" свидетельствует о том, что
селение образовалось за счет поселенцев из мещерских мест. На Севере
Рязанской области, между Касимовым и Кадомом и поныне существует крупное
татарское селение Азеево (Аджи авылы). Связь между Рыбушкином и Азеевом
проливает свет на этническую принадлежность рыбушкинских татар,
подтверждает предания об их булгарском происхождении. Азеево на р.Мокше
основано южными булгарами, прибывшими туда непосредственно из Приазовья и
Подонья. Образовалось оно как казачья станица сторожей западных рубежей
Волжской Булгарии. Булгары этих мест упоминаются в конце XII – начале
XIII вв. в связи с нападениями рязанских дружинников на Кадом и с
историей Пургасовой Руси, выступавшей вместе с мордвой против
нижегородских князей, поддержанных мордвой Пуреша и кипчаками (1229).
Рядом с Азеево сохранились курганы-крепостцы, в которых, по преданию,
сторожили какие-то богатыри.
Азеево стояло на Ордобазарской дороге, связывающей Москву с
городами Нижнего Поволжья Астраханью и Царицыном, а также с Саратовым. В
середине XVI в. в Азееве находился промежуточный пункт – ям. Азеевские
служилые татары обслуживали часть дороги. Одновременно ямщики занимались
торговлей. Особое место занимала торговля лошадьми. Скупив у ногайцев
табуны лошадей, торговали ими в центральный районах. При этом приносили
большую пользу царскойказне – царские стряпчие отбирали одну из 10
приведенных лошадей. Кроме того, продавец или покупатель должен был
вносить в казну налог.
Позднее дорога выпрямляется – ям переводится из Азеева в другое
татарское селение, в центр вновь организованного уезда – Темников. В
Смутное время ямская служба приходит в упадок. Восстанавливается она
только через несколько десятилетий. Служилые татары, обслуживающие
ямскую службу, остаются не у дел, вынуждены искать более удобное место
для жительства. Таким местом оказалось Припьянье, где уже образовались
татарские поселения нового типа – деревни, жители которых могли
заниматься и скотоводством, и земледелием.
Рыбушкино постепенно превращается в торговый и своеобразный
политический центр. Это особенно ярко проявилось во время Разинского
восстания. Рыбушкино становится центром собирания сил сторонников
Разина. Сюда наведывается один из соратников Разина – Асай Айбулатов,
имевший крупные поместья в Керенском и Кадомском уездах. В Рыбушкине у
него появляются сообщники, среди которых выделяется Буланка Алибяков.
На последнем этапе восстания нарастающую активность проявляют
татары Межпьянья. Сборный отряд алатырских татар вступает в отчаянное
сражение с правительственными войсками под Мурашкиным. Потерпев
поражение от превосходящих сил, татары отступают к своим родным местам,
чтобы получить передышку и подкрепление. Отряд Леонтьева настигает их в
конце Ключища, где происходит крупное сражение. Повстанцы обращаются за
помощью к рыбушкинцам, которые присоединяются к ним по пути в Курмыш.
Преследование повстанцев, достигающих численности около 455 чел.,
продолжается до окрестностей Маклакова (Ожгибовки) между Сергачем и
Пильней. Весь путь от Уразовки до Ожгибовки был усеян трупами. Как
упоминалось ранее, уцелевшим была устроена засада в Ожгибовке. Деревня
была окружена со всех сторон и подожжена – повстанцы вместе с жителями
были сожжены.
Этот эпизод подтверждает версию о Рыбушкине как общетатарском поселении, играющем важную экономическую роль торгового центр
http://nailtimler.narod.ru/tatars_in_russia/nizhegorod_rybushkino.html