Пятница
26.04.2024
17:09
Категории раздела
Мои статьи [6]
Мишарский интернет [3]
Поиск
Известные татары список

Известные татары список


Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Шубино-Видео.ру Татарcкий видео портал села Шубино

САЙТ НИЖЕГОРОДСКИХ ТАТАР-РЕСПУБЛИКА МИШАРИСТАН

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мишари и Касимовские татары

МИШАРИ(устар. мещеряки, тат. мишәр, mişər)

Мишари образуют вторую по величине группу татар Волго-Уральского региона (составляют около 1/3 Волго-Уральских татар). В прошлом субэтнос, в период формирования татарской нации - этническая труппа. Численность на конец XIX в. до 626,6 тыс. человек. Состоят из ряда этнографических групп (северной, южной, лямбирской, западно-приуральской и северо-восточной). Народно-разговорный язык составляет западный диалект татарскoгo языка. Самоназвание - татар. В прошлом бытовали этнонимы— мишар, темен, алатыр, меселман. О формировании мишарей в науке существуют разнообразные точки зрения (о золотоордывско-тюркском или кыпчацком, финно-угорском, в т.ч. буртасско-угорском, булгаро-кыпчакском происхождении). Существование этнического компонента мишарей, восходящего к дозолотоордынскому периоду, несомненно. Обычно этот компонент связывается с буртасами, подвергшимися сильному воздействию булгар. Однако этнические истоки самих буртасов остаются неясными. Возможно, что они были угорского или тюрко-угорского происхождения. В период формирования булгарской феодальной народности буртасы скорее всего еще сохраняли некоторые региональные особенности. После присоединения к Золотой Орде в районы проживания потомков буртас проникли многочисленные кыпчакско-ногайские группы. В XIV в. разные этнические группы входили в состав Наровчатовского княжества с центром в г. Мукшы, в этот период и позже активизируется употребление этнонима "можар" -"мещера", но в источниках часто употребляется наименование "татары". Дальнейшее формирование мишарей происходило в рамках Касимовского ханства (сер. XV в. - 1681 г.), столица которого первоначально называлась Мещерским городком. В Касимовском ханстве на основе взаимодействия "можарского" (более раннего) и "татарского" (в основном, кыпчакско-ногайского) компонентов в XIV - сер. XVI вв. шел процесс складывания самостоятельной феодальной народности мишарей. Однако этот процесс полностью не успел завершиться (как благодаря постоянному притоку ногайских и др. тюркских групп, так и значительной миграционной подвижности служило-мишарских групп). Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI, первой половины XVIII вв. мишари широко расселились на правобережье р. Волги, в Закамских районах и в Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими субэтническими группами (XVIII-XIX вв.). Западный диалект татарского языка сыграл значительную роль в формировании национального литературного языка. Постепенно среди мишарей локальные самоназвания стали вытесняться общенациональным этнонимом "татары". Переходной к последнему этнониму формой самоназвания у мишарей был этноконфессионим «меселман». В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь - особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 г. около 200 тыс. чел. себя еще отнесли к самостоятельной "народности" - к "мишарям". Устойчивость этнонима мишар была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в т.ч. и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье (они там образовывали до 60-х гг. XIX в. отдельные "мещеряцкие" кантоны полувоенного характера). Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, традиционно мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX в. многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним мишар сохраняется лишь как самоназвание второго уровня и то только локально.

КАСИМОВСКИЕ ТАТАРЫ(тат. qasıym tatarları, касыйм татарлары, самоназв. кәчим татарлары)

Этническая группа татар Волго-Уральского региона, в прошлом субэтнос, живут в г. Касимове и Касимовском р-не Рязанской обл. Часть расселена в Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Казани, Ташкенте, Риге и-др. городах. Численность их в настоящее время в г. Касимове и его окрестностях - чуть более 1 тыс. чел. Язык касимовских татар - говор в составе среднего диалекта татарского языка, однако испытал и определенное влияние западного (мишарского) диалекта. Верующие касимовские татары - мусульмане-сунниты. Небольшая группа крещеных касимовских татар не сохранилась (частично обрусела, частично отпала в мусульманство). Самоназвание - кечим татарлары, происходит от названия столицы Касимовского ханства - г. Касимова (другое название - Мещерский городок), в свою очередь получившего его от Касима - сына казанского хана Улу-Мухаммеда, правившего Мещерским городком и тянувшими к нему землями примерно с 1445 г. (точная дата неизвестна). В трактовке вопроса об этногезе касимовских татар можно выделить несколько подходов. Многие исследователи вплоть до 1920-х гг. были склонны усматривать в касимовских татарах мишарей, склоняясь к финно-угорской гипотезе их происхождения (В.В.Вельяминов-Зернов, В.А.Гордлевский, Б.А.Куфтин, С.П.Толстов). Исключение составлял видный татарский историк и этнограф Г.Н.Ахмеров, который связывал эту группу с золотоордынскими тюрками. Но и представители первого течения не отрицали существования тюркского компонента у касимовских татар. В 40-90-х гг. XX вв., с одной стороны, на более обширном фактологическом материале была показана определённая близость рассматриваемой группы с казанскими татарами (Н.И.Воробьев, Р.Г.Мухамедова, Л.Т.Махмутова), а с другой - ее достаточно выраженная самостоятельность (Т.А.Трофимова, А.Х.Халиков, Д.М.Исхаков). Последанее связано как с участием в формировании касимовских татар финского (мордовского), раннего тюрко-угорского (можарского), позднего тюркского - золотоордын-ского кли ногайско-кыпчакского (в т.ч. крымско- и сибирско-татарского) компонентов (ФЛ.Шарифуллина). Формирование касимовских татар как самостятельного субэтноса происходило в рамках Касимовского ханства (середина XV -около 1681 г.), тесно связанного с Московским государством, а после похода русских войск на Казань в 1487 г. фактически ставшего полностью зависимым от политики Москвы. Территория ханства была довольно значительной и включала в свой состав земли таких уездов XVI-XVII вв., как Касимовский, Кадомский, Елатомский, Шацкий, Темниковский. Население государства уже в XV в. было этнически неоднородным и состояло из "можар" (мишари), мордвы и "бесер-мян" (этнический компонент, связанный с булгарами). В документах XVI в. упоминаются "башкирцы" (видимо, ногайские группы). Господствующий слой, состоявший из ханов, султанов, сеитов, беков, уланов, мурз, тарханов, казаков обычно именовался "татарами". Наиболее крупные феодальные кланы были общими с Казанским ханством (ширины, барыни, аргыны, кыпчаки). В начале XVII в. известны джалаиры. Сложный этнический состав касимовских татар нашел отражение и в сохранившемся вплоть до начала XX в. их подразделении на три подгруппы: "белый аймак" (ак аймак), "черный аймак" (кара аймак) и "черные зипуны" (кара зыбыннар). На территорию Касимовского ханства в XVI-XVII вв. проникли многочисленные группы русского населения, заметное воздействие которых на культуру касимовских татар трудно отрицать. До I486 г. в ханстве правили потомки казанского хана Улу-Мухаммеда. 1486-1512 гг. на касимовском престоле сидели представители крымских ханов. В 1512-1573 гг. ханством правили ханы из рода Астраханских ханов. При них Касимовское ханство потеряло остатки своей независимости и превратилось в удельное княжество. Позже на троне сидели представители родов казахских и сибирских ханов. Начиная с 70-х гг. XVI в. началась христианизация касимовских царевичей (1573 г. - принятие Сайин-Булатом христианства и наречение его Симеоном; около 1683 г. крещение Сейид-Бурхана под именем Василия; мать последнего - Фатшва султан, была последней правительницей в Касимовском ханстве. Период XVIII-XIX вв. привел к крупным изменениям в социально-экономическом развитии касимовских татар. В результате ряда указов первой половины XVIII в., направленных на ликвидацию служилого землевладения у мусульман, часть феодалов крестилась (Костровы, Ширинские, Тургеневы и др.), остальные потеряли свои вотчины и поместья. Принявшие христианство татары быстро обрусели. Основная масса служилых татар была переведена в разряд "однодворцев" и приписана к тяжелейшим работам в ведомстве Адмиралтейской конторы (заготовка корабельного леса). Из-за нехватки земель, касимовские татары усиленно занимались промыслами. Уже в XVIII в. в Касимовском уезде было немало мерлушечных мануфактур, принадлежавших татарским купцам. Эти кожевенные изделия поставлялись во многие районы южной России: касимовские татары поддерживали интенсивную торговлю с Казахстаном и Средней Азией. В XVII-XVIII вв. они поселились в Москве. В XVIII-XIX вв. усилились торгово-экономические связи касимовских татар с др. группами татар Волго-Уральского региона (в т.ч. через такие ярмарки, как Макарьевская, Оренбургская, Троицкая). В XVIII в. начался отток татар из Касимовского уезда в Приуралье. В ХIX - начале XX вв. они проникли в сферу торговли (буфеты, рестораны т. д.) по железным дорогам, в городах (в Петербурге), что также привело к их миграции из основного экономического района, Эммиграции привели к постепенному уменьшению численности касимовских татар в XVIII - начале XX вв. В то же время происходила этническая консолидация касимовцев в общем составе татар Волго-Уральского региона. В конце XIX в. касимовские татары находились в единой культурно-информационной системе формирующейся татарской нации (обучение на татарском языке, издание газет на татарском языке и др.). Уровень грамотности был высок: в конце XIX в. 57% взрослого населения писали и читали на родном языке. Среди касимовских татар был распространен литературный татарский язык и общенациональный спой культуры, в т.ч. и городская. В результате касимовские татары из субэтноса превратились в этническую группу татарской нации. Былая их обособленность сохранилась отчасти в особенностях разговорного языка, традиционной культуры, а также в самосознании, имеющего два таксономических уровня - локальный (мы - касимовские татары) и общетатарский.

Нижегородская область-нижгар татарлары:https://shubino-video.ru/dostoprimechatelnosti/

Осознание своей принадлежности к более широкой "татарской" общности приобрело решающее значение.
    
   

Категория: Мои статьи | Добавил: Tatar2010 (15.06.2015)
Просмотров: 2931 | Теги: кәчим татарлары, mişər, касыйм татарлары, qasıym tatarları, мишәр, татары, касимовские, Мишари | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]