(нажмите и перейдите по подчеркнутой выше ссылке)
Меня давно интересовали названия наших татарских деревень, особенно, такие не понятные как : Яндовища, Пашат, Грибан, Рыбушкино, Чембелей, Мядяна и другие названия. Приступая к рассмотрению толкования топонимов Мещеры (Нижегородская, Рязанские, Владимирской, Московских областей и Мордовии и др. прилегающие территории), я эти топонимы разделил (условно) на две группы, 1, на более старые топонимы, и, 2., сравнительно позднего происхождения и.т.д.
Бесспорно к первой группе относятся названия, до исламского периода, а ко второй, другие топонимы. Я считаю самыми древними названия, названия мишарских деревень, по двум причинам? 1-ое, это безусловно название мещера, которая сама указывает на древность этого названия, и говорит о правоте моей концепции. Мещера безусловно это наши мишары, так их назвали древние соседи и родственные к ним булгары, поскольку это, в древности самое многочисленное население этого края. А их родство с мишарями сомневаться не приходиться, и докажу это в дальнейшем. И, второе, поскольку ислам пришел в эти места сравнительно не так давно, не раннее середины 9-го века (во время арабо-хазарских войн),то исламская топонимика просто не могло быть раньше этого времени, например, такие как: «Ает» «Ахматово» и др.
Вот эти татарские села вокруг д. Яндовища, на север, в трех километрах расположена деревня Карга, на северо-восток в 3 км. другая татарская деревня Өцкүл (Трехозерка). Чуть поодаль, Пецә, Шөбиле, южнее Суксу(Ключищи), Мәдәнә, восточнее Кызыл Яр, Антяровка (Атяравыл), Кадомка, Кзем авыл(Кузьминка), Актук (Яңа Пар), Уразовка (Ураз авыл), Койсуы (Овечий Овраг), Пашат, Семоцки (Семеновка), Зур Эрбищча (Б. Рыбушкино), Кече Эрбищча (М. Рыбушкино), Цүмбәли (Чембилей), Иске Мочали, Яңа Мочали, Петрякс, Краснай (Красный остров), Сабацай (Красная Горка-Сафаҗәй), Маклока, Бозлау, Парча (Тукай), Иш авыл, Мытер Авыл (Андреевка), Анды, Камка, Кочки-Пожарки, Шубино (Шөбиле), Грибан, Ыргу - в этих населенных пунктах сегодня ещё живут нижегородские татары.
Вот названий деревень, где живут теперь русское население. Прямо на северной границы Вятской области, мы обнаружили тюркские названия. Вот они, Нижегородская (Горьковская) области, есть село, Большое Ошонур, вблизи поселка Буре Полом. Мне показалось эти названия не случайны и они пестрят по всей территории области и естественным образом плавно переходят в соседние области и республики, кое - где мы наблюдаем старые топонимы и, новые, поздние русские названия, очевидно немало среди них и переименованные. По всей видимости эти топонимы относятся к местным аборигенам; коими являются мишарские, мордовские и марийские топонимы, хотя по всем работам предедущих исследователей они мишар опускают, возможно случайно. На данное время в этих селах нет татарского населения, за исключением не которых, например в Кстовском р-не д. Новая Ельня, в котором оказываются все еще живут татары, поскольку о них нам ничего не известно, а посему там живут нелюбопытные люди, по этой причине о них мы и не знаем, что эта татарское село. А статистика об этом молчит. О таких "не любопытных мишарях” я узнал много полезного в поездке по Мордовии. Там много сел, которые считаются русскими, состоят из обрусевших наших братьев мишар, если бы они не относились к Цокающей группы мишар, в них сложно было бы отыскать без специального изученя мишар? А так их выдает их речь, где преобладает до сегодняшнего дня их цокание.
Да, еще есть несколько татарских деревень на западе Нижегородской области, например д. Бутаково в Воскресенском районе, что на границе с Рязанью, там живут "чокающаие” мишари (татары). Нам, мишарярм, живущим в Нижегородчине о них ничего не известно было до 90-х годов р.с., а они о нас мало чего знают, даже на сегодняшней день. Что уж говорить о прошлом, где коммуникации были очень ограничены, да, видимо к этому способствует и природная не любознательность мишар. В Мордовии они очевидно занимают несколько районов.(?)
О местных русских и говорить излишне, о чем свидетельствует говор множества сегодняшних русских, живущих на землях Древней Мещеры. Сходство в говорах сегодняшними мишарями-татарами, поразительны. Которые так же продолжают "цокать” и сегодня, как и тысяча лет назад. Несмотря на давнишнее обрусение мещеры, ныне ставшими уже русскиим, а, прежде бывшими мишарами. Хочу еще обратить внимание на такой факт, как наличии различий в говорах татар-мишар, с казанскими татарами, имея один общий литературный язык, а разгаворная речь их сильно отличается. Наличие элемента "ц”, показывает об ассимиляции их в древности, но сохранили в языке первооснову (нострату), о первичном характере мишарского языка, который и ассимилируясь оставляет свой отличительную черту. Благодаря чему можем с уверенностью сказать, о том, что население; хазар-кыпчаков- Золотой Орды ни куда не подевался, а находится там же как и тысяча лет назад, лишь поменял внешнюю оболочку и обрусел. Почему так случилось, это вопрос будущих исследований.
Возьмем к примеру, название села Карачар, что находиться во Владимирской области, от куда считают вышел русский былинный богатырь – Илья Муромец, Явно, название тюркское, но никак не славянское или мордовское. В последние годы видим тенденцию попытка прятать русскую старину под мордву, лишь бы не признать существования предков татар на этих землях ранее 13-го века. А оно неоспоримо выходить наружу, в археологических раскопках, в топонимике и т.д. Вот раскопали могилу святого захороненного где то, в то время когда жил Илья Муромец, и нашли в его черепе схожесть с кыпчакским.
Разумеется, в населенном пункте – Карачарово, кроме кыпчаков-полавцев никто проживать и не мог. Кыпчаки-полловцы были не только многочисленны и занимали почти всю эти территории, но и прилегающие земли. О чем говорить и огромные размеры территории – Мещера, которая охватывает всю центральную часть РФ, но еще и родственные мишарским племенам - берендеи. Которые вошли в русские народные сказки и стали там былинными героями.
Есть любопытные строки о наших предках (кыпчаков), у Плано Карпини, где он говорит об их языке и о толмачах. Хочу их прочесть:
§ IV. О свидетелях, которые нашли нас в земле Татар
"...1. И, чтобы не возникло у кого-нибудь сомнения, что мы были в земле Татар, мы записываем имена тех, кто нас там нашел. Король Даниил Русский со всеми воинами и людьми, именно с теми, которые прибыли с ним, нашел нас вблизи ставок Картана, женатого на сестре Бату; у Коренцы мы нашли Киевского сотника Монгрота (223) и его товарищей, которые провожали нас на некоторую часть дороги; а к Бату они прибыли раньше нас. У Бату мы нашли сына князя Ярослава, который имел при себе одного воина из Руссии, по имени Сангора; он родом Коман, но теперь христианин, как и другой Русский (?), бывший нашим толмачом у Бату, из земли Суздальской. У императора Татар мы нашли князя Ярослава, там умершего, и его воина, по имени Темера, бывшего нашим толмачом у Куйюк-кана , то есть императора Татар, как по переводу грамоты императора к Господину Папе, так и при произнесении речей и ответе на них; там был также Дубарлай, клирик вышеупомянутого князя, и служители его Яков, Михаил и другой Яков...." Т.е. переводчиками были "Команы" - т.е. половцы, кипчаки, наши предки!
Хочу обратить внимание на имена этих половцев-куманов: Сангора, Темера, Картана, Дубарлай, они крестившись стали уже русскими, приняли русские имена Иван, Петр, Евдоким и т.д. И местность коренцы, сравнит с некоторыми топонимами мишарского края, возможно есть в них сходства.
Вот попробуем разобрать несколько топонимов, Нижегородской губернии, напр. название - Казанкр, где явно видим, что это название образовано из двух татарских слов. "казан-котел и”кыр -поле”, эти слова никак нельзя отнести к мордовским-марийским языкам.
Или вот топоним Шушма, исходя из тюркских языков мы знаем фонемы "ш-с-ч-ц” могут взаимно заменяться. Тогда "Шушма” вполне может звучать как "Чишмя”- родник, может и как Шушма, по-чувашски, чуваши так же в этих местах живут с очень далеких времен. А топоним "кодагичи” в переводе татарам нет необходимость, поскольку это слово и сегодня на ходу у всех групп татар, а оконачание –"и”, это приспособление к русскому языку, к русской грамматики так же и окончания на "во-ва-и” относятся к русской морфеме, словообразовании. С такими окончаниями изобилуют множество топонимов, и таких топонимов – море, по всей Европейской части РФ.
Продолжим исследования: "Ошары”, в мишарском диалекте татарского языка принято говорить; ошар-понравится, утвердительный глагол, а окончание – ы, относится к русскому языку и обозначает множительное число. Почему мишарское слово "ошар”, утвердительный глагол, стал топонимым? Это вопрос требует осмысления. Или это выражение было у активного члена-жителя данного населенного пункта, от частого употребления произошло, или от прозвеща, впрочем это довольно частое явление. Но явно это слово мишарское. Так же можно отнести и к топониму "Ошминское”, корень "ош”, возможно от сокращенного –"ошаган-ошанам”, может это из слов финнской группы, этот вариант не исключается, я не поступаю так, как поступил мордовский исследователь топонимии Мордовии, некий господин И. К. Ижеватов. Который вовсе не видит тюркизма в топонимики мордовии.
"Вякшнер”- "Бакшинер” – и так могла звучат это слово, в мишарском диалекте татарского языка, фонема "в” переходит на "б”, Вялит-Бялюк”уменьшительное от имени Вәлит. Возможно, имеет корни марийские или мордовские, а может и чувашский язык?Я бы не стал исключать не одного из них, даже можно сюда привлечь и венгерский язык, поскольку известно, что мадьяры жили на Средней Волге до 903 года. А, по старинным венгерским преданиям их большая часть осталась на Средней Волге, а их следов найти не могут?
Поскольку в древности они были тюрки, на это говорить вся древние остатки венгров, и их предания. Единственно смущает их язык, современный венгерский язык сложно отнести к тюркской группе языков.
Продолжим приводить топонимические названия Нижегородской области: Какшага, г. Шахунья, Шайгино, Тоншаево, Вахтан, Вякшинер, Акаты, Туманино, Пижма, Шербаж, Арье, Урель, Тырышкино, Цепенево, Б.Ихтал, Кишкинур, Кучушерга, Матвинур, Потняк, Акоты, Санчурск, Красная Горка (Сабацай, Пильненский р-н), Сергач, Пожарки, Кочки-Пожарки, Акузово, Трехозерье (Өцкүл), Ерпелево, Пикшень, Михалко - Майдан, Яз, Б..Козериново, М. Козериново, Б. Болдино, Пермеево, Кандыркино, Чиреси, Тагаево, Починки, Пеля-Козариново, Пеля-Хованская, Симбухово, Саитовка, Кочкурово, Ужово, Ужовка, Криуша, Дивная усад, Тагеево, Ризватово, Учуев-Майдан, Шагелево. Нурапино, Нерусково, Мадаево, Байково, Кочкуново, Василев-Майдан, Мамлеево, Тольский-Майдан, Атигнево, Салдоманов-Майдан, Малые Мамлеево (рядом пос. им. Степана Разина), Старое Ахматово, Б. Мамлеево (45), Чиреуши, Калдырино, Быков –Майдан, Кержолаки, Шатки. Мал. Макталам, Б. Макталам, Сотино, Налей, Бершино, Бабико, Кезаково, Дивеево, Суворово, Сатис, Арзам, Кирилово-Саблуково, Неверово, Лопатино, Б. Орья*, Гигунчушки (?), Чиреуши (Лукоянь тир.), Сарга, Тарханово, Апасово, Б. Болдыно, Пикшень, Пчелань, Кавказ, Васильев Враг, Чеамо, Чуварский – Майдан, Атемасово, Кужденево, Каркалей, Гари. Ардатов, Ризваново, Кузятово, Ляметь, Туркулино, Кулебаки, Шилокша, Вахтмо, Сарма, Мотпулей, Серминский-Майдан, Бахтизино, Сумороково, Бутаково, Полоховский-Майдан, Новые Лашман, Выкса, Чупалейка, Нижнее Верея, Измайловка, Полховский-Майдан, Девлетяковка, Новоселки. Кечасово, Салган, Мангушево, Тарханово, Муратовка, Поньша, Князевка, Бахметьевка, Болтинка, Красное, Кочетовка, Левашовка, Абаимово, Сары, Ает, Кет, Кошкарево, Лопатино, Еропкино, Еденево, Яново, Мокрый Майдан, Ключево, Сергач, Гусево, Поварня, Ачка, Малые Андосово, Ср. Андосово, Медяна, Юморга, Пильна, Ясная Поляна, Стойбищи, Русяевка, Кочетовка, Тарталей, Толба, Крутояровка, Старая Саранка,Шемиевка, Крутая Поляна, Урочище Рамза, Богородское, Вершейкино, Каменка, Мал. Ключево, Малиновка, Русккая Маклаковка, Мурзица, Тенекево, Бохшандино, Алыриха, Чуфарово, Гусево, и др- эта топониика Нижне-Новгородской области, да и в остальных областях и республиках похоже на эти же названия.
Вот топонимы «тырышкино», «шереметьево», «яз» и многие другие, образованы из тюркских слов, думаю это мы в дальнейшем рассмотрем более внмательно. Вот топоним "Тырышкино”, явно тюрское название, «Тырыш»-усердный, «шереметь» имеет оношения к имени, антроним, , а топоним «Яз», и др., не татарское слово?
Все эти названия имеют мишарские корни, есть названия населенных пунктов, очевидно относяшихся, или тяготеешеся, марийскому или на мордовский язык, а также возможно к чувашскому языку. Бесспорно эти народы из древле обитали на этих территориях, возможно не однократно меняясь на протяжении долгой истории проживания совместно на этих землях. О чем говорять и сами названия населенных пункотв, а некоторые из них часто повторяются.
Возмем к примеру мордовское, село Аккузово, название этого населенного пункта состоит из двух татарских слов, которое мордва получила от соседей мишар; Ак-белое и күз-глаз, это характеристика жителей этого населенного пункта дана на татарском-мишарском языке своим соседям. Поскольку татары-мишары и мордва всегда жили рядом, на одной большой территории, и не только с мордвой, но и марийцами и чувашами то же. Впоследствии, где-то в 5-6-ых веках, к ним присоеденились и восточные славяне, один из предков сегоднящних русских.
До меня этими вопросами никто не интересовался и не изучал, ни историки, ни лингвисты, никто из них не рассматривал наличии в них тюркизмов. Есть, правда высказывания отдельных русских и татарских историков, в некоторой степени чувашских ученых. Их явно не достаточно для нашего времени, когда человек замахивается на космические пространства, а тут, рядом под боком не может разобраться, кто от куда вышел или пришел. Отсюда происходят искаженное представление о живуших народов этого края. А топонимика, на мой взгляд – это зафиксированные следы когда-то живших наших предков, и ныне живуших их потомков. Стоит только пристально взглянуть на топонимику, и сразу видны тюркизмы в них, картина проясняется. Если, конечно, отойти от той политики государства, которая в угоду каких-то мифических целей искажает истории народов, граждан соего государства. Да, невсе народы вошли добровольно в Русское государство, напр. татары были завоеваны,. И чего этого скрывать?
Вот, выразителем этой концепции, являетсятруд автора "Топонимического Словаря Мордовской АССР, г-на И.К. Инжеватова. Вот, цитата из этой книги: "К оченнь раннему слою относотся мордовские названия. Из русских летописей 13 века видно, что основными типами мордовских поселений являлись городища и тверди поселения оборонного типа. Первыми поселениями необоронного характера были телими-зимницы, то есть, места пребывания мордвы в зимнее время, свободное от промыслов и бортничества. О них напоминают такие топонимы, как, например, Телимерки, Тештелим, Вертелим, Макателим и др”. (цитата из выше названной книги”( стр.6-7).
"Телиме” – хочеть ли, захочеться ли, татарской оборот слово, обозначает желание, чего то, того или иного в неопределенной форме. Не могла в древности так широко расселиться мордовские племена, которые были немногочисленны в древности, этого не учитывть нельзя. Хотя сегодня эти топонимы пытаются причислить к мордове. С чем я не согласен, считаю все мордовские топонимии, или большая их часть, образовано из татарских слов, даже фамилия самого исследователя "Ижеватов” вполне можно рассматривать исходя татарского языка: "иж-иш”, "товрищ”-"попутчик”. И вполне уверенно можно говорит и о татарском происхождение фамилии самого автора, не только топонимии Мордовии. Я бы поостерегся так безапеляционно заявлять о бесспорной принадлежности к мордове названий населенных пунктов? Поскольку вижу в этих названиях элементы тюркизма, например, Тештелим и Макталем? Эти слова безусловна относятся к тюркизму и с помошью этого языка можно их трактовать, не только с помощью мордовско.
Название, "Тештелим” можно рассматривать из ходя из татарского языка и это слово, относятся к глаголу, "теш-төш”, (спуститься), а «телим» к славу желаю, «тешкем кели», «төшәсем килә” (хочу спуститься, с чего-то, с какой-то возвышенности, и т.д., а слово "макталем-мактаулы”, (хваленный), за участии в какой-то сражение или за удачную охоту на зверя. А, автор не мучаясь в сомнениях, сходу их определил мордовскими? По его мнении, "по важным документам из русской летописи 13 века”. Тут много спорных моментов, не говоря уж о "древности этой летописи, которая относится к 13-веку?
А что в 13 веке русским не было известны о тюрках-половцах, берендеях, мишарях ничего? Так утверждать было бы идти против истины. Поскольку русским было известны о тюрках гораздо раньше 13-го века, во-всяком случае, это зафиксировано в исторических хрониках. Русские люди хорошо знали хазар, предков половцев-кипчаков, мешёру, а так же и булгар, предков казанских татар? Когда они в 1223-году совместно с половцами пытались отбить атаку Субедея и Джебе, на реке Калке. Это разве не говорить о проживание тюрков в этих местах? А походы Киевских князей на Булгар, после упразднения Хазарского Каганата в 965 году? То же не в счет? Их походы стали частыми и регулярными, эти грабительские набеги Русских князей на Волжских Булгар, лишь после падения Каганата. Что этого не было, исторические хроники не зафиксировали эти походы? Были они, и их зафиксировала история. И лишь, после падения Хазарского Каганата стал возможным все эти походы на Булгар, поскольку Хазарский Каганат не допускал набегов на свою территорию. Именно после победы Киевского князя Всеволода, над хазарами, стали рости Владимирские и Суздальские да и Рязанские княжество то же. Нужно же сопоставлять топонимику с историческими событиями тех эпох, и даже привлечь сюда микротопонимией этих мет. А так получиться одна белеборда, а не Топонимический Словарь? Нужна историческая объективность, чтобы с точностью определит прошлое своего народа, которая зафиксирована в географических названиях. Никогда народы не жили в одиночестве, всегда рядом находились соседние народы и производные от них племена. Не один народа вчера не родился и не спустился с дерево. Значить, мы всегда жили на этих землях, и кочевали. (В древности все народы, все расы кочевали, не нужно стеснятьтся этого слово, одни осели раньше, а другие чуть позже). Так и премещались, меняясь местами, более сильные племена, может чаще перемещались, относительно слабых. Более сильные наступали и вытесняли более слабых из засиженнных мест. Возможно в топонимике эти явления зафикстровались, т.е. нашли свое отражение.
Мы знаем, в древности на Средней Волге жили и мадьяры, которые переселилсь в Этелькузу в 903 году, через сто лет принятия иудаизма верхушкой Хазарского Каганата.
Я полагаю и мадьяры оставили тут свои следы проживания, а они в древности были беспорно тюрками, поскольку их древность тяготеет больше к тюркам, нежели уграм. У венгров сохранился древне мифы говорят,о том, что "их большая часть населения осталась на Средней Волге”, а мифы, пока, мы знаем теперь, чаще находят свое подтверждение нежели, отрицание.
Мне видиться некоторое сходство между мишарями и мадьярами, особенно цокающий группой. Вот название татарского село Пашат, на мой взгляд имеет некотрое сходство с мадьярским названием Пешт, вторая часть названия столицы Венгрии –Буда и Пешт, в этом что-то есть. Поскольку "пашат” и "пешт” оба они заканчиваются на фонему "т” без какого-либо окончания, а нынешнее название – Пошатово, обозначает только одно, приспособление к русской граматики, и не боле того.
На днях один чуваш, сказал, что по-чувашски Сергач обозначает, "Сер”-ночь, а «гач», обозначает «ночовку», таким образом, получается название города Сергач по чувашски, «переночовку»? Чуваши основали Сергач, или он все же "Сергац”, поскольку в говоре местнх татар так звучит, но тем не менее нет объяснения у мишар? Вполне допустимо, с некоторыми так и есть, но этого нельзя отнести к сожалению, всем названиям. Чувашский язык входить в семейство тюрских языков. Хотя элемент чувашизма в названиях мижгарских деревень отрицать видимо не стоит, во всяком случае, на сегодня., например Петряксы, считают местння интеллигенция (С. Сабиров), основали чуваш, по имени Петр? А, может название сохранилось от древних мадьяр?
Вот еше несколько строк хочу привести из этого Словаря г-на Иживатова: "Названия этого периода представлены в основном терминами антропологического характера. В нкотрых из них к антропониму присоединялось слово бие (буе, биё), восходящее к древнемордовскому слово пиё в значение "мальчик”(мужчина), впоследствии в результате расширения его семантики- "глава семьи, рода”. К этому типу названий относятся Орданбуе (Ардатов), Орзабие (Урусово), Отяжеле (Атяшево), Баньбие (Баево), Кеченбие (Кечушево), ..и веле (селение), Отяжеле (Атяшево), Темяжеле (Темяшево), и лей (речка), эрьхке(эрьке) "озерко”сара- "заболоченность” ниче, помра, мал, пора ,лотка-латко "овраг”, трава,”берег” (стр.7).
Автор все топонимы приводит, как они звучат на мордовском языке, а не так как они написаны на геогрфических картах. Вот скажем татарское село Сыркыды, приводит он Как Суроделе, а написание имеет как – Сургудь. Если бы мы незнали татарский вариант, то у нас осталась бы впечатление, что там издревлеживет мордва. А это не так. Теньгушево, Тазнев, Атяшево, и другие, разберем название Теньгушево-"тенгуш-төнгуш”, полуночник, «тен-төн”-ночь, гуш-куш, бессоница. Тазнево, от слово "таз-таза-тазалык, здоровый-сильный, Атяшево, от слово атяш-атыш, дразнится, Атяш имя, адаш- так называют друг друга с одинаковыми именами, а окончание "о” русское.
По утверждении автора Словаря, татарское население на территории Мордовии появляются в 13 веке.(?). В связи с этим возникает вопрос, может русские летописии 13-го века, писали о татарских селениях, а не мордовских? Откуда такая уверенность у г-на Ижеватова? Оставим его слова на его совести.
Например, слово "сары” имеется и в татарском языке то же, но обозначает цвет, желтый, или желто-белый. Безусловно мы видим тюркизмы и в других названиях, те же «пие, или веле», можно рассматривать исходя из татарского языка. Тимяшево, никак нельзя относить к антрониму, поскольку глагол «тимяс»- «не тронет», где фонемы «с и ш» взаимо заменяемы, это видно у всех тюрко-язчныж народов. Да топоним «Ардатов» с чего станет антронимом? Это слово производное от слово Орда
Есть некоторые населенные пункты мишар, которые сегодня еще трудно поддаются расшифровке, или вовсе не подаются. Например; Грибан, если бы сегодня нежили в этом населенном пункте мишари-татары, то это название их причислять к татарам было бы сложно, если или вовсе невозможно. Кстати, и таких назвапний "Грибан” в Московской области целых 6 штук.
К таким, относится и название деревни Яндовища, которые имеются и в некоторых других областях, например, в Мордовие, в Тульской и в Курской оьбластях. Вот терминологический Словарь топонимики Мордовской МАСР, у автора все того же И.К Иживатова, а так же есть и в книге Э.М. Мурзаева, «Словарь Народных Географических Терминов», где происхождение названия деревни Яндовищи, объясняют от слово «Яндо», обозначающее овраг, низменность и т.д. Исходя из мордовского толкования.
«Ян-сторона, бок (слово тюркского происхождени), ян(г), -сопка, голец (эвенк., негидальский), яндова – впадина, небольшая котловина в Мордовской АССР и Курской обл.. в Тульской обл.» (Э. М.Мурзаев, «Словарь нар.географ. терминов, стр.649).
А я предполагаю, слово-терми «Яндовищи-Яндавишча» состоит из двух татаро-мишарских слов, Янда- рядом, с боку рядом и «аучы-охотник». Определяет место нахождения, то есть, указывает о наличии рядом чего-то, кого-то, «аучы»-охотник, наличие охотника сулит безопасность, или указывает, что в этом населено пункте наличие охотника. Что не протиречит определени. Э.М. Мурзаева, который первую половину названия относит и к тюркскому языку. А вторая половина слово опускается, поскольку рассматривает слово как единое целое. А, И.К. Ижеватов в своем словаре вообще не рассматривает татарский параллели, он вовсе не допускает и мысли о такой возможности.
Вот насчет названия деревни Яндовищи.., я нашел, прямо "свидетельство основания населенного пункта”? Как я это сделал? Обратил внимание на топонимику полей этой деревни, где на ряду с такими названиями как "Туеш кыры”, "Сарай елгасы”, есть и странное название, "Аю баткан елга”? Переводиться буквально "утонувший медведь”, где утонул медведь?
Разумеется, наши предки так называя местность, знали что медведь плавает и не может утонуть в реке. Значить там был топкий участок, по чему-то медведь туда забрел? Но, откуда язялся медведь в степи? Абсолютно голая травянистая степь. Где и когда могли водиться медведи в этих краях?
Это может обозначает лишь одно, что когда-то в этих местах, был густо лес и там могли водиться медведи. А, это когда могло быть? Как скоро ландшафт мог измениться до такого состояния, чтобы густой лесной массив превратился в степь? Я навел справки и выяснил, чтобы ланшафт изменится на столько, необходимо, чтобы прошло достаточно много времени, заболоченый участок леса, могла превратиьтся в степь, прошло, не менее от двух. до полутора тысячи лет? Хочу заметить, к тому времени уже населенный пункт был, раз такое название дали, и там обитали предки сегоднящних мишар.
Выходить можно считать основанием деревни Яндовищи где-то в первых веках н.э. Как раз начало гуннского переселения, которое растянулась от 1-до 4-го века, н.э. Я нашел ещё одно подтверждении этому, отыскивая название Ыргу (Урга) нашел в топонимике Китая аналогичное название реки Урга. Явно это тюркское название, поскольку в китайском языке нет фонемы – р.Извесно, где когда-то и обитали гунны и откуда и откочевали эти племена на Запад, более две тысяча лет назад, и взяли собой это название. Так же известно, и это отмечено учеными, как с народом кочует и топономические названия. Это и не удивительно, людям привычно давать такие имена, известные, привычные имена в новых местах. Куда они переместилиь, откуда они пришли. Да ещё с названием Яндовища мы разобрались и все это подтверждает нашу мысль.
Вот детали при помощи которых мне удалось выяснить примерное время и век, основания населенного пункта Яндовищи. По сему этой дате можно считать основанием всех мишарских селений Нижегородчины и в целом Мещёры, считая с 1-2 –ых веков н.э. Это значительно удервляет проживания местных мишар в Нижегородской области. И никак не согласуется с выкладками Алимҗана Орлова. О чем ошибочно пишет Алимжан Орлов. Алимҗану Орлову мы мишары благодарны в том, что он своими работами возбудил интерес у местных татар к своей истории, к прошлому своих предков. За это ему спасибо, но вот его утверждения хронологии возникновения наших сел, принимать нельзя, он сильно ошибается.
Мне ещё в далекой юности говорил Пәһлюан бабай из Карги: «что нашим деревням более полутора тысяча лет»! Почему-то я запомнил его эти слова, видать бабай знал что-то такое, которое пока неизвестны ученым.
Это положение безусловно нужно отнести всем татарским селам Нижнего Новгорода и к Мордовие то же, поскольку люди в древности обитали кучно и селились не далеко друг от друга. Поэтому нельзя же полагать, что осели тут предки нынешних мишар, отдельно ото всех, было бы неверно. Так было проще им оборонятся от чужаков, вместо сила, это им было известно с самого начало жизни. Я что заметил, даже между "цокающими мишарами по говору селилсь строго рядом возле друг друга. Есть у нас "цокающие-дзокающие” собратия, смотрю их села расположены на северо-восток от Сергача, а "цокающие” на юго-восток. Есть такая дразнилка у «цокающих» мишар: "Зиен зимагор зиелганнар заборны зимерәләр”, подтверждают эти мои наблюдения.
Еще хочу в дополнения привести названия деревеньских улиц. Они у нас особенные, есть например "Кодяг оцы”(сторона), "Пецә тавы”, "Карга тавы”, "Пожар тавы”, "Трай тавы”, «Пырт»- речка-овраг, «потьмар»-лежак, мебель, где в детстве я спал, назывался потьмаром. Любопытные названия, вот например название речушки Пырт я видел и в деревне Краснай (Красный Остров).
Еесли слова «пецә, карга, пожар, кодяг», мы видим направления в сторону этих деревень, «кодяг» показывает направление сразу на несколько деревень: Кзыл Яр, Антяровка, Кадом, Кузьмнка( Кзем авыл) и Уразовка. Слово «Кодяг» может производное от слово «кодаги-кодача», возможно указывающие на родственные связи основателей этих деревень? Не случайно же они так кучно сели, на расстояние одного км. друг от друга?
А, слово «трай», что обозначает и куда показывает? Нет такой деревни «Трай», непоказывает направления куда-либо. А, видимо относиться к прозвищу. Вот пожалуйста пытайся расшифровать или толковать это слово? Но догически можно объяснить.
В этой связи, хочу обратить внимание на такие как река Пьяна и Пара, и «пырт», «потьмар», (очевидно сюда же можно отнести и название Лямбер). Одно обозначает речку или овраг, а другое название относиться к мебели. Представляет собой прямоугольное соружение в рост лежачего человека, полая, имеет стены укрепленные в полу, верх из разборных досок, где зимой держали ягнят-кузочек, а сверху стелили постель. А напртоив, на почетном месте напротив «потьмара"был встроенный – "түр”, а перед ним стол, где сидел всегда хозяин дома.
У мишар есть такая пивычка, они любять незнакомые звонкие слова, или обороты речи, частенько дают такие клички друг другу. В мишарских деревнях еще по сей день пользуются прозвищами вместо фамилий, а когда их записывали русские, то они записались по имени отца, а не так как, как принято среди своих, очевидно это вызвано, с тем, чтобы постороний не мог узнать. По этой причине, у всех мишар фамилия начинается от имени отца, редко от имени деда, а по прозвищам нет, как мы знаем у всех народов прозвища служет основой фамилии. Это очевидно диктовалось с целью скрыть истинное имя от чужих валастей. А, так ищи в селе Махмута Ахметова, котрого и родные братья могли не признать. Жизнь была не ласково татарам, особенно после потери Казани. Вот и названия мишарской леревни Грибан, очень ожет быть слово это из этого ряда.
А что касается так названий деревень в Нижоградском крае- Пашат, Анды, Урга, и другие, мы показали время их появления, это связано с «Великим переселением народов», перемещением гуннов на Запад. Я полагаю, когда рассматриваем топонимику, необходимо обращать внимания на всяческие, рядом находяшие названия, полей, лугов, сельских улиц и даже на названия домащней мебели и т.д.
Вот еще несколько названий привожу из работы г-на Ижеватова: «Не менее ранними по происхождению являются названия..главным образом лесами, реками…К этой группе следует, прежде всего, отнести названия населенных пунктов с местными географическими терминами; кужа (куши, гуши) «поляна» (Верякуши, Камакужа, Каньгуши, Старые Пиченьгуши, Ширингуши, Сирикуши, Трокшужо, Сайгуши, Палагуши, Кушки): ниче, помра, нал, пора, пырма «роща, деревья, кустарники» Кошмопра (Ромоданово), Кельме Пора (Новая Муравьевка), Мордовский Пимбур, Лямбирь, Старая Пырма, Пичшанда, Пиче, Пичпанда, веле Пуркаево, Пичевка, Пишляй); ляй(лей), «река, речка, овраг с источником» (Мокшалей, Перхляй, Семилей, Серлиней, Явлейка, Старый Ковыляй, Новлей, Нерлей, Леплейка, Трусаляй, Инелей, Кимляй, Ветляй, Картлей, Варжалей, Каргалейка, Синеглейка, Кирляй); эрьхке «озеро» (Тилемерки, Шаверки, Нижняя Вязерка, Верхняя Вязерка): лотка (латко) «овраг», лашма(лашмо), саро «заболоченность» (Саранск, Инсар, Санаксара, Сара, Сарга, Сарлей, Инсаровка, Инсар-Акшино, Большая Сарка, Малая Сарка, Сара-Барыш): шяй «заосоченное место (Старое Шайгово, Новое Шайгово, Селижай, Каргонжай); ур «возвышенность» (Верхний Урлядем, Уришка, Красная Уржа, Пиксаур, Пичеуры, Саксаур): трава «берег» Сивиньтрва, Мокштрва» И.К. Иживатов (Топонимический словарь Мордоской АССР, Саранск 1987 г. Стр.7.)
Понятно. Все эти названия требуют к себе особого внмания и подготовки, по этому не буду вас утомлять, ограничусь лишь одним примером, название «Урлядем, на мордовский «ур». Между прочем он также отметил, что ур, это возвышенность, но не видно на каком языке?Ур- ор, «ударить» «бить» и такой может быть вариант, и естественно "үр”, высота, возвышенность, а "үрләдем”- карабкался, на какое-то возвышенность.думаю вам всем понятно и не требует прилагать дополнительные усилия пытаясь объяснить обычное выражение. Так и с остальными названиями можно проделать.
Если тюрки не жиди в древности на этих землях, как пытаются нас уверить официальная историческая наука, то как появились эти названия? Взяли и специально тюрскими словами назвали мордва и другие финнские племена? Которых российская наука считает на этих землях коренным народом? Они специально для названия своего села, т.е.топонимику и гидронимики использовали тюркский язык и их дилекты? Это же чушь. Откуда у финнских безписьменных племен, в древности столько огромные, обширные знания? Это же абсурд. Абсурд для думающих людей, а для фальсикаторов все может быть! Но такую точку зрения никак принять нельзя. Тем более в истории известно, что финнские племена были малочисленны, о чем говорить факт отсутствия в древности их государств. Государство могли создать лишь многочисленные племена, к таким безусловно нужно отнести предков нынещних татар, коими бесспорно являются: гунны- тюрко-язычные –хазары- кипчаки- булгары и ч уваши. Разумеется, тут же рядом жили и малочисленные предки мордвы и марийцев, я предполагаю, в тюркском океане финно-яычные островки. Если условно провести провести черту, в этом океане, то на севере располагались марийцы, а чуть южнее, мордовские племена. Это прослеживается и по названиям населенных пунктов по всей Восточной Европейской части РФ, где на ряду с тюрскими названиями чередуются и марийско-мордовские-чувашские топонимы, тюркские топонимы даже идут дальше, распространяясь на запад.
Источник: http://shubino1980.narod.ru/news/ |