Понедельник
29.04.2024
00:11
Категории раздела
Мои статьи [6]
Мишарский интернет [3]
Поиск
Известные татары список

Известные татары список


Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Шубино-Видео.ру Татарcкий видео портал села Шубино

САЙТ НИЖЕГОРОДСКИХ ТАТАР-РЕСПУБЛИКА МИШАРИСТАН

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Татары-мишаре

История татар

Территория проживания мишарей имеет природные благоприятные условия для развития различных отраслей хозяйства и особенно земледелия. Наряду с земледелием, в мишарском хозяйстве занимает большое место животноводство. В XVI—XVII вв. оно имело большой удельный вес, но впоследствии, как и у других народов края, оно стало приобретать обслуживающий земледелие характер. Уровень присутствия в пище мясо-молочной продукции не снижался.

Большое значение имели овцы (куй), которых держало большинство мишарей. Молочное скотоводство и овцеводство являются древними отраслями хозяйства, как и производное от них ткачество.

Пчеловодство имеет так же древние корни, с чем связаны придания и приметы (запрет продажи улей и т. п.). Мед используется в обрядах и ритуалах.

Традиционное поселение — большая  деревня. Крупные селения имеют квартальный тип застройки. Строения в основном кирпичные (реже срубы), трехкамерного типа.

Во внутренней планировке до XIX века преобладали печи с подвесным и вмазанным котлом. Рядом с печью устраивали широкие нары (тур), а вдоль стен-узкие лавки (янурдык). Дальний конец избы так же имел лавку и назывался «путмар» Впоследствии распространение получили «белые печи», что привело к исчезновению нар(тур) и появлению деревянных кроватей (коник). В результате планировка жилища сблизилась с русской. Одна из частей двух-трехкамерных домов выполняла функцию чистой избы.

Отличительными особенностями жилищ мишарей от жилищ других народов были матерчатые декоративные украшения - чебелдек , чаршау (занавеси около спальных мест), развешанные в простенках между окнами узорчатые полотенца-кашага.

Одежда мишарей очень своеобразна и отличает их не только от других народов края, но и от других этнографических групп татар. Она дает ценный материал для изучения истории мишарей. До середины XIX века основным материалом для пошива одежды были холст или пестрядь (алача) собственного изготовления; в качестве тяжелой ткани использовали сукно (тула) серого и темного цветов. Фабричные ткани использовались ограничено (для нашивок). Позже, выбор ткани зависел от имущественного состояния (от ситца и сатина до шелка и шерсти). Для пошива и отделки зимней одежды использовались овчина, мех лисицы и выдры. При отделке одежды использовались разноцветные ленты, тесемки, шнуры, позумент. Обувь изготавливалась из кожи домашней выделки, овечьей шерсти и лыка.

Традиционные блюда — Салма, Казы, Чимай, Бәлеш, Пәрәмәч и др.

Фольклор: сказки, самыми древними персонажами которых являлись Койгорыш (птица счастья) и Акбузат (белый конь), которые сопутствовали героям. Все звери сказок относятся к фауне Среднего Поволжья. Это, чаще всего, волк, лиса, медведь, заяц. Часто упоминаются и различные сельскохозяйственные культуры. Значительное место занимают как легенды, загадки и пословицы, так и баиты.

Татарские села и деревни
татар -мишарей наиболее компактно расположены в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях, на территории Татарстана, Республики Марий Эл, Мордовии, Башкортостана и Чувашии. Сравнительно небольшие группы их находятся в Самарской, Саратовской, Волгоградской и Оренбургской, Челябинской, Курганской, Северо-Казахстанской областях. Ряд татарских сёл сохранился в Рязанской и Тамбовской областях. Кроме того, часть татар-мишарей проживает в Средней Азии, на Кавказе, в Ставрополье, Сибири, Прибалтике (г. Таллин), в крупных городах России.

Наиболее древними местами их обитания были бассейны рек Цна и Мокша и, возможно, восточные районы Мордовии (примерно Лямбирский район). Из районов древнего обитания, особенно из западной зоны, в течение трёх с лишним столетий (XVI—XIX века) происходило постепенное расселение мишарей сначала в восточном, а потом и в южном и юго-восточном направлениях.

Первый исторический этап расселения связан с устройством укреплённых линий на южных и восточных границах российского государства, предназначенных для охраны их от набегов кочевников. За период примерно с 1578 по 1684 годы на территории современных Мордовии, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей, а также правобережной части Татарстана были созданы три ряда защитных линий. Одна из них — Симбирская — была продолжена на территории Закамья (так называемая Закамская черта, построенная в 1652—1657 годах). На строительство укреплённых черт и их охрану направлялись главным образом мишари, мордва и чуваши. В 1578 году строится защитная линия Алатырь — Арзамас — Темников и далее до Кадомской линии. На эту линию были переведены служилые татары из Кадома. В начале XVII века, видимо, в связи с распространением православия, они ушли оттуда в Алатырский уезд, где уже к 1660-м годам был ряд мишарских сёл (Каргополь, Шубино, Актуково, Уразовка, Ключищи, Триазер, Ендовище и др.), вошедших впоследствии в состав Сергачского уезда.

В 1630-е годы несколько южнее первой защитной линии была построена новая, которая брала начало от Керенска (ныне г. Вадинск) и шла через Нижний и Верхний Ломовы — Инсар — Потижский острог — Шишкеево — Саранск — Атемар и далее уходила на Симбирск. В числе переведённых на эту линию были мишари из Кадомского, Шацкого и главным образом Темниковского уездов. Известно, что ко времени строительства этих линий здесь существовали такие сёла, как Аксёново, Тавла и Рейторское. Появление мишарей в пределах Буинского и Симбирского уездов (современная юго-западная часть Татарстана, южная часть Чувашии и северные районы Ульяновской области) также относится к середине XVII в. и связано со строительством Карлинской, Симбирской и Самарской укреплённых линий, а также с вольной колонизацией края. Большинство из них принято считать потомками нижегородских мишарей.

В 1652—1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Ново-Шешминск — Кичуевский острог — Заинск — Мензилинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск — Красноярская — Сергиевск — Кондурчинская — Черемшанская — Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV—XV веках малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.

Переселение мишарей продолжалось и дальше на восток. Так, на территорию современной Башкирии оно началось ещё в конце XVI века в связи с постройкой города-крепости Уфы в 1574 году и наиболее интенсивно происходило в XVIII веке.

В конце XVIII века мишари Пензенской губернии и Симбирского наместничества в поисках новых земель устремились в Оренбургский край. Переселение их сюда продолжается вплоть до конца XIX века. Здесь они основали ряд сёл, расположенных в смежной с Башкирией северо-западной части Оренбургской области.

Расселение мишарей происходило также в южном направлении: в одних случаях это была вольная колонизация, а в других земли давались в качестве награды за военные заслуги перед Российским государством. Во второй половине XVIII в. мишари появились в Ставрополье, переселившись туда из Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Симбирской губерний.

Начиная со второй половины XIX века, мишари появляются и в промышленных районах Донбасса, Урала, на прикаспийских нефтяных и рыбных промыслах. В начале XX века нижегородские мишари, главным образом из числа жителей сёл Овечий овраг (тат. Куй су) и Ключищи (тат. Суксу), переселились в Таллин (на 1978 г. численность их составляла около 2000 человек) и в Финляндию (около 980 человек).

Категория: Мои статьи | Добавил: Tatar2010 (22.10.2013) W
Просмотров: 2016 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]